Четверг,
10
Сентябрь
2020
Профилактика детского травматизма
Детский травматизм всегда был актуальной проблемой общества. Травмой (повреждением) называют результат внезапного воздействия на организм какого-либо фактора внешней среды (механического, термического, химического и др.), нарушающего анатомическую целость тканей и протекающие в них физиологические процессы. При травме бывает в той или иной степени выражена общая реакция организма.
Повреждения могут быть закрытые и открытые. При закрытых повреждениях кожные покровы и слизистые оболочки остаются целыми. К закрытым повреждениям относят: ушибы мягких тканей и органов, растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц, вывихи, синдром длительного сдавления, закрытые переломы, закрытую черепно-мозговую травму.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
В зависимости от причин, возраста и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма:
Родовой
Бытовой
Уличный (дорожно-транспортный и нетранспортный)
Школьный (во время перемен, на уроках труда, физкультуры и других занятиях)
Спортивный (на занятиях в спортивных секциях и др.)
Прочий травматизм (во время учебно-производственных, сельскохозяйственных работ, походах за город и др.).
Какие виды повреждений характерны для детского возраста? Чаще всего у них бывают ушибы мягких тканей, растяжение связочного аппарата, вывихи. На втором месте по частоте стоят ранения мягких тканей. Затем идут переломы костей, ожоги, черепно-мозговая травма, повреждения внутренних органов и нервов.
Причины детского травматизма:
1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;
2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;
3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.
Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 направлениях:
1. Устранение травмоопасных ситуаций;
2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!
информация Центра медицинской профилактики
https://cmp.med04.ru/news/?ELEMENT_ID=236